:: ::

НОВОСТИ / АНОНС

15 ноября 2018 г.
Изображение

        РОЛЬ ТРЕНЕРА В АНТИДОПИНГОВОЙ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНА
Многообразие профессиональных обязанностей и широкий диапазон педагогических задач, решаемых тренером, предъявляют повышенные требования к его деятельности и личности. При поверхностном знакомстве с работой тренера в спорте может показаться, что речь идет только о подготовке спортсменов к выступлениям на соревнованиях различного ранга.
Задача тренера – это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного к использованию культурного достояния общества и саморазвитию. важная особенность деятельности тренера заключается в том, что он должен большое внимание уделять формированию личности спортсменов средствами физической культуры и спорта, в том числе и неприятия допинга спортсменом.
Тренер должен:
знать и соблюдать антидопинговую политику и правила, которые применимы к нему или спортсменам, с которыми он работает;
сотрудничать при реализации программ тестирования спортсменов;
использовать свое влияние на спортсмена, его взгляды и поведение с целью формирования атмосферы нетерпимости к допингу;
Сотрудничать с Антидопинговыми организациями при расследовании нарушений антидопинговых правил;
не использовать и не обладать какими-либо запрещенными субстанциями или запрещенными методами без уважительной причины;
информировать НАДА и свою международную федерацию о любом решении организации, не подписавшей Кодекс, о том, что он или она нарушили антидопинговые правила в течение предыдущих десяти лет.
Антидопинговая работа со спортсменами должна быть направлена на решение следующих задач:
формирование ценностно-мотивационной сферы, в которой допинг как заведомо нечестный способ спортивной победы будет неприемлем;
опровержение стереотипного мнения о повсеместном распространении допинга в большом спорте и невозможности достижения выдающихся результатов без него, а также о том, что допинг способен заменить тренировочный процесс;
раскрытие перед занимающимися спортом молодыми людьми тех возможностей для роста результатов, которые дают обычные тренировочные средства, а также психологическая подготовка (развитие стрессоустойчивости, волевых качеств);
формирование у профессионально занимающихся спортом людей более широкого взгляда на жизненные и, в частности, профессиональные перспективы, где спорт будет не самоцелью, а лишь одной из ступенек на пути к достижению жизненных успехов;
воспитание ответственности, привычки самостоятельно принимать решения и прогнозировать их возможные последствия, избегание перекладывания ответственности на третьих лиц;
пропаганда принципов честной игры, отношения к спорту как к площадке для честной конкуренции и воспитания личностных качеств;
повышение в глазах начинающих и профессиональных спортсменов ценности здоровья и пропаганда отношения к спорту как к способу его достижения, а не как к площадке для самоутверждения, где нужно побеждать любой ценой.
Мы занимаемся спортом, чтобы иметь возможность показать наши уникальные таланты, поделиться ими, завести друзей и получить удовольствие. Дух справедливой игры дает для этого возможность. По мере взросления и улучшения спортивных результатов вполне вероятно, что спортсмена будут тестировать на наличие допинга. Цель организации этих тестов заключается в сохранении спортивного духа за счет выявления обманщиков.
Спорт – это самовыражение и реализация собственного уникального потенциала. Чтобы достичь успеха в спорте, нужно правильное отношение, тренировка, время и усилия. Всегда достаточно только проявить себя в самом лучшем виде и спортсмена будут оценивать по его выступлению, а не только по результату. Поэтому важно научить спортсменов уважать себя и других (спортсменов, судей/рефери и официальных лиц), соблюдать правила соревнования и чистого спорта, быть вежливым не только после победы, но и после поражения, получать удовольствие не только от победы, но и от того, что он является частью действия.
Спорт означает намного больше, чем только победа, и для того, чтобы спорт мог выжить, как позитивный, достойный вид деятельности, важны честность, сотрудничество и мужество.
Факторы риска применения допинга:
ориентированность только на результат;
несдержанность, неуважение к руководству;
низкая ориентация на выполнение задач;
раздражительность от полученных результатов;
склонность к обману;
готовность использовать запрещенные методы или субстанции, если они обеспечат успех в спорте;
убеждение, что все остальные используют допинг;
непонимание вредных последствий допинга;
восхищение достижениями известных спортсменов уличенных в применении допинга.
Периоды, когда спортсмен наиболее подвержен применению допинга
Обстоятельства, связанные с карьерой:
излишнее внешнее давление на улучшение результата;
перетренированность или недостаточное время для восстановления;
восстановление после травмы;
отсутствие или недостаточность сдерживающих факторов (таких, как допинг-контроль, суровые санкции и т.д.);
особенности вида спорта (весовые категории, выносливость, показатели скорости или силы);
нехватка ресурсов (доступа к квалифицированным специалистам, тренерам, информации и технологиям спортивной подготовки).
Временные ситуации:
возвращение после травмы;
неудачный результат соревнования;
деградация личных отношений (с родителями, сверстниками и т.д.);
эмоциональная неустойчивость, вызванная переходными периодами (половое созревание, поступление в ВУЗ, прекращение учебы, смена места жительства, разрыв отношений, смерть близких и др.);
предстоящие события, влияющие на карьеру (набор в команду, крупные соревнования и т.д.);
снижение или неизменность результативности.
Что должно насторожить тренера:
самолечение, увлечение алкоголем и/или табаком;
повышенный интерес к БАД;
доверие информации из недостоверных источников;
посещение любительских спортзалов, где возможно применяют стероиды;
постановка нереальных целей.
ПОМНИТЕ!
Спортсмен несет ответственность за все, что находится в его организме
НО
ТРЕНЕР НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СПОРТСМЕНА!


15 ноября 2018 г.
с 20 по 25 ноября.

культура1.jpg20 ноября, 17.00 - Концерт «Песни разных лет» в исполнении мужского вокального ансамбля «Гарадзенцы» (филиал №1 «Концертный зал» ГУ «Гродненский городской центр культуры», г. Гродно, ул. Дзержинского, 1).

22 ноября, 18.00 - Музыкальная программа «Песни Евровидения» (филиал №1 «Концертный зал» ГУ «Гродненский городской центр культуры», г. Гродно, ул. Дзержинского, 1).

24 ноября, 13.00 - Праздник песни имени Петра Конюха (Кореличский район, аг. Турец).

24 ноября, 18.00 - Районный конкурс грации и таланта «Миссис Дятловщина-2018» (г. Дятлово).

24 ноября, 17.00 - Городской конкурс «Маленькая фея» (ГУ «Берёзовский городской Дом культуры» Лидского района).

25 ноября, 13.00 - Праздник куклы «Лялька ў карагодзе жыцця» (Гродненский район, аг. Индура).

25 ноября, 12.00 - Праздник  частушки «Прыпеўкі з кожнага двара» (Вороновский район, аг. Конвелишки).

*    *    *

21 ноября, 12.30 - Конкурсная программа для детей «Путешествие в страну «Экология» (ОКД «Жодишковский Дом культуры», ГУО «Жодишковский ясли-сад - СШ»).

23 ноября, 11.00 - Творческая познавательная программа «Я – рукодельница!» (ОКД «Синьковский Дом культуры»).

23 ноября, 19.00 - Вечер отдыха «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути!» (СКД «Кревский Дом культуры»).

24 ноября, 12.00 - Районный праздник «Славим «золото» хлеба и людей трудовых!», посвящённый Дню работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности (ГУК «Сморгонский районный центр культуры»).

24 ноября, 12.00 - Концертная программа «Слава тебе, труженик села!», посвящённая Дню работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности (СК аг. Кушляны «Кушлянский сельский клуб»).

25 ноября, 13.00 - Фольклорный праздник «Жыццё ў ткацкіх вырабах» (ОКД «Вишневский Дом культуры»).


14 ноября 2018 г.
С 1 декабря в Сморгонском районе стартует Рождественский турнир по мини-футболу
К участию в турнире допускаются команды района, коллективы физкультуры организаций, предприятий и учреждений района, войсковых частей, хозяйств, команды ДЮСШ.

Об этом нам сообщил источник из центра физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Как говорится в сообщении, к соревнованиям не допускаются игроки моложе 2004 г. р.

Рождественский турнир по мини-футболу пройдет с 1 декабря 2018 года по 31 января 2019 года в зале ФОК «Юность». Главный судья соревнований – Александр Лобан, главный секретарь – Михаил Калитович.

Команда, занявшая 1-е место, награждается медалями, игроки команды – денежными призами и грамотами 1-й степени. Команды, занявшие второе и третье места, награждаются медалями, денежными призами и грамотами соответствующих степеней.

Судейская коллегия, подача заявок и заявочных взносов (100 рублей) состоится 28 ноября в здании ФОК «Юность» (ул. П. Балыша, 4а, 1 этаж, зал ФК «Сморгонь»). Начало в 17.00. Контактный телефон: +375-29-359-34-91

Сергей ЮРЕВИЧ.


14 ноября 2018 г.
Изображение

    Сегодня 13 ноября, в первый день открытых соревнований по лёгкой атлетике среди девочек и мальчиков  2005, 2006, 2007 годов рождения , в с/к Юность приняли участие 150 спортсменов-учащихся  из Сморгони, района, а так же гости из г.Вилейка (Минская обл.). Соревнования проходили в виде четырёхборья,  каждый участник выполнял 4 вида программы: бега 30 м и 600 м; тройной прыжок с места; метание набивного мяча из и.п. - стоя на коленях из-за головы.

Победители определены и награждены медалями. Итоги будут опубликованы после окончания второго дня соревнований

.


14 ноября 2018 г.
В настоящее время многие сферы человеческой деятельности связаны с хищническим потреблением природных ресурсов, что неизбежно ведет к потере многообразия биологических форм и оскудению природы, которая является источником интеллектуального, нравственного развития и основой нашего материального благополучия.

Сложившаяся ситуация предъявляет повышенные требования к качеству образования, уровню интеллектуального и личностного развития подрастающего поколения.

Это предполагает высокий уровень продуктивной деятельности, формирование прочных системных знаний обучающихся, овладение технологиями исследования, развитие умений ориентироваться в различных сферах науки, культуры, формирование умений преодолевать стереотипы, быть готовым к интеллектуальной инновационной деятельности.

Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений и навыков, которые не только помогают обучающимся справляться с требованиями программы, но и развивают у них творческие способности, логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности в целом.

Широкими возможностями для развития исследовательских умений обучающихся обладает школьный курс биологии. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто ещё обучается в школе.

Я организую исследовательскую деятельность в школе с 2000 года. В этот вид учебной работы включён широкий круг учащихся всех ступеней обучения Средней школы №2 г. Сморгони. Тематика наших исследований весьма разнообразна, но всегда соответствует интересам автора. Будучи руководителем исследования, я всегда придерживаюсь правила «доучиваться вместе с учеником»: зайти в ранее неизвестную область, разобраться, прочитать дополнительную литературу, высказать новые идеи, провести эксперимент. Это залог высококачественной работы, её новизны.

На моём примере учащиеся видят, что человек должен всю жизнь пополнять багаж знаний и находиться в творческом поиске. А то,  что учащиеся приобретают умения вести творческий поиск – залог успеха в любых начинаниях и решениях разных проблем, которые встретятся им в жизни.

Такой творческий тандем «ученик-педагог» в проведении исследований неоднократно был успешен: дипломы I-III степени на школьных, районных и областных научно-практических конференциях, конкурсах биологической тематики.

В этом учебном году Кодь Алина, учащееся XI класса государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г.Сморгони» под моим руководством работала над темой «Численность бобра речного (Castor fiber L.) и его жизнедеятельность в экосистеме реки Гервятка на территории города Сморгони». 

Мы пришли к выводу, что изучения численности бобра речного в городской черте заключается в том, что, осваивая новые места обитания, занимаясь строительством плотин, осуществляя грызущую, роющую активность, этот вид изменяет и перестраивает не только экосистему реки Гервятка, но и городской ландшафт. 

Учетом численности бобров в городе никто не занимается, а это может вызвать затруднения в изучении саморасселения бобра и в деле рационального использования накопленных запасов ценного промыслового вида. Поэтому цель исследования - определить численность бобра речного (Castor fiber L.) и охарактеризовать его жизнедеятельность в экосистеме реки Гервятка на территории города Сморгони.

Бобры_Сморгонь.jpg

Фото из архива сайта.


Обзор литературных источников показал, что бобр речной один из самых крупных представителей отряда грызуны, хорошо приспособленный к полуводному образу жизни. Увеличение плотности бобровых поселений на водотоках в Сморгонском районе свидетельствует о продолжающемся саморасселении этих животных. Бобры обитают на территории города в экосистеме реки Гервятка с 2013 года.

Городская территория не относится к охотничьим угодьям и является запретной зоной для охоты, что стало благоприятным фактором для её заселения бобрами. Большая часть опрошенных к соседству с бобрами относится положительно, однако есть люди, которые считают влияние жизнедеятельности бобров отрицательным.

На исследованной территории, в 2018 году отмечено 4 жилых бобровых поселения.

Протяженность жилых участков колеблется от 300 до 750 м.

Численность бобров – 14 особей, плотность – 2.3 особей на 1 км реки. Среднее число бобров в поселении – 3,5 особи. Возрастная структура поселения: старше 6 месяцев – 3 особи; 1 год – 5 особей; старше 1 года -  6 особей. Следами жизнедеятельности бобров являются - хатки, норы, плотины, тропы, бобровые каналы, погрызы, отпечатки лап. Два типа жилища - хатки и норы, для поддержания достаточного уровня воды строятся плотины – русловые и прудовые.

Работа расширяет современное представление о природных комплексах городского ландшафта, служит определенным вкладом в осуществление мониторинга численности и изучение жизнедеятельности бобров.

Бобр является именно тем ключевым видом, затрачивая усилия и средства на сохранение которого, одновременно создаются условия для обитания десятков других животных, и поэтому он заслуживает особого внимания при планировании природоохранных мероприятий.

1 ноября 2018 года в Гродно проходил X областной конкурс работ исследовательского характера (конференция) «Хрустальная Альфа», и наша работа в предметной секции «Биология» была отмечена Дипломом I степени.

Анжелика КОРЯГИНА и Алина КОДЬ..jpg 

Анжелика КОРЯГИНА, учитель биологии средней школы №2 Сморгони


13 ноября 2018 г.
12 лістапада старшыня раённага Савета дэпутатаў Іван Рамановіч сустрэўся з жыхарамі аграгарадка Залессе. Сустрэча праходзіла ў зале будынка мясцовага сельвыканкама. У ёй прынялі ўдзел прадстаўнікі арганізацый і службаў, дзейнасць якіх распаўсюджваецца на сельскую мясцовасць.

Ад жыхароў Залесся паступілі пытанні па стану дарог, рабоце фінансавых устаноў, якасці пітной вады, працаўладкаванні. Па ўсіх гэтых пытаннях будуць прыняты канкрэтныя рашэнні.

IMG_0516.jpg

Жыхары аграгарадка Залессе.

IMG_0522.jpg

Старшыня раённага Савета дэпутатаў Іван РАМАНОВІЧ просіць удзельнікаў сходу выказваць свае заўвагі, праблемы, прапановы.

IMG_0535.jpg

З інфармацыяй аб тым, што зроблена і трэба яшчэ зрабіць выступае старшыня Залескага сельвыканкама Зянон ГРЫШКЕВІЧ.

IMG_0547.jpg

Намеснік загадчыка цэнтральнай раённай аптэкі Ала СІНЕВІЧ тлумачыць аб далейшым лёсе будынка залескай аптэкі.

IMG_0564.jpg

Жыхарка Залесся скардзіцца на адсутнасць у аграгарадку банкамата.

IMG_0582.jpg

Дырэктар філіяла “Смаргоньсілікатабетон”, дэпутат раённага Савета дэпутатаў Алена ЯРМАК распавядае аб тым, з якімі пытаннямі звяртаюцца да яе выбаршчыкі.

IMG_0590.jpg

Намеснік начальніка РАНС Эдвард МІХАЛЬКЕВІЧ з мэтай бяспекі прапаноўвае жыхарам установіць дома аўтаномны пажарны апавяшчальнік.

IMG_0601.jpg

Аб вырашэнні гаспадарчых пытанняў гаворыць кіраўнік гаспадаркі “Шутавічы-Агра” Андрэй ШУТОВІЧ.

IMG_0612.jpg

Дырэктар Залескай СШ Канстанцін Грудзіна расказвае аб школьных справах.

Юрый ЯНУШКЕВІЧ.

Фота аўтара.


13 ноября 2018 г.
В государственном учреждении образования «Сморгонский районный центр творчества детей и молодежи» во время осенних каникул была организована профильная волонтерская смена «Навигаторы добрых дел» в детском оздоровительном лагере «Непоседы» с дневным пребыванием.

Ручица Дарья Владимировна (бывшая узница концлагеря).JPG

В рамках смены  из школ города Сморгони отдыхало 25 самых активных и любознательных ребят в возрасте от 7 до 13 лет. Было сформировано два отряда: отряд из младших ребят «Солнечные зайчики» и волонтерский отряд «Дневной дозор».

Каждый день участники смены путешествовали по стране Добрых дел. Во время путешествия каждый ребёнок стремился приобрести как можно больше положительных эмоций, новые знания и умения.  Ежедневно для участников смены проходили интересные мероприятия, коллективно-творческие дела, краеведческие игры, спортивно-развлекательные мероприятия, квест-игры, флешмобы. За успешное участие в общелагерных мероприятиях и разнообразных мастер-классах ребята получали разноцветные сердечки – символ жизни, доброты и милосердия.

Запомнилось детям коллективно-творческое дело «Я и ты волонтер – будем знакомы!», где они ближе познакомились друг с другом. С большим удовольствием ребята посещали ежедневные мастер-классы и творческие мастерские, подготовили множество творческих и художественных номеров для торжественного открытия смены и дня прощаний. Особенно запомнились ребятам путешествие-викторина «Сказка ходит по земле», игровая программа «Простоканикулово», краеведческая игра-квест «По тропинкам малой родины», танцевальный батл «В одном ритме».

Также в рамках смены для старших ребят из волонтерского отряда «Дневной дозор» прошли различные мероприятия, тренинги, встречи с интересными людьми, которые позволили больше узнать о том, кто такой волонтер и какова суть волонтёрства. Запомнился участникам смены стартап-диалог «Кто такой волонтёр?» с сотрудником ТЦСОН «Тёплый дом» Апанель Яной Викторовной, тренинговое занятие «Стремление стать лучше».

Члены волонтерского отряда «Дневной дозор» приняли участие в трудовой акции «Уютный двор – теплый дом» и помогли Ручице Дарье Владимировне, бывшей узнице концлагеря, подготовиться к зимнему периоду, сложить дрова в сарай, убрать опавшую листву, навести порядок во дворе.

Жизнь в лагере получилась познавательной, насыщенной добрыми делами и интересными мероприятиями, способствовала творческим успехам ребят, хорошему настроению и массе позитивных эмоций всех участников смены.

IMG_8042.JPG

IMG_8083.JPG

IMG_7233.JPG

IMG_8241.JPG

IMG_8651.JPG

Жанна КУТКО, заведующий отделом ГУО «Сморгонский РЦТДМ».


13 ноября 2018 г.
Афиша мероприятий

13 ноября 2018 г.

У мінулыя выхадныя да Крэўскага замка прыехала восем машын з камянямі для рэстаўрацыі

Крэўскі замак. Рэканструкцыя Сяргея Прышчэпы.

6 лістапада мы пісалі пра тое, што журналіст і грамадскі актывіст Глеб Лабадзенка абвясціў збор камянёў для Крэўскага замка.

У выхадныя неабыякавыя да лёсу замка людзі адгукнуліся на заклік. Як распавёў майстар Сяргей Бандарэнка, жыхар суседняй вёскі Чухны, да замка прывезлі восем машын камянёў.

Да добрай справы далучыліся таксама паэт Уладзімір Някляеў з братам Іванам Магерам. 

— Здаўна ў Крэве існваў праклён: «Бадай табе ўсё жыццё камяні на Крэўскі замак цягаць». Вось і мы з братам Іванам былі ў гэтыя выхадныя «праклятыя», — падзяліўся Уладзімір Пракопавіч.

Уладзімір Някляеў у Крэве. Фота facebook.com.


13 ноября 2018 г.
Намеснік дырэктара СШ №1 Леанарда Стальчынская, якая неўзабаве адзначыць чарговы жыццёвы юбілей, з цеплынёй узгадвае сваё дзяцінства, родную вёску Круні, пачатковую школу, а потым і сярэднюю ў Войстаме, настаўнікаў: Вольгу Васільеўну Альхімовіч, Мікалая Іванавіча Царыка, Лідзію Міхайлаўну Чаргейку, Людмілу Мікалаеўну Барысевіч, якая была першым класным кіраўніком.
Леонарда Стальчинская.jpg

Дзяўчыне найбольш падабаліся гуманітарныя прадметы – гісторыя, беларуская і руская мова і літаратура. Гэта паўплывала на выбар прафесіі. Пасля заканчэння школы вырашыла стаць настаўніцай. У Брэсцкім педагагічным інстытуце была толькі адна група беларускіх моваведаў. 25 студэнтаў, адзін хлопец, астатнія дзяўчаты. Самыя шчаслівыя і лёгкія гады. Патрабавалася толькі старанна вучыцца. Адным з выкладчыкаў быў Уладзімір Калеснік, вядомы беларускі пісьменнік.

Леанарда Стальчынская замуж выйшла яшчэ падчас вучобы ў інстытуце, на апошнім курсе. Са сваім будучым мужам Іванам пазнаёмілася, калі закончыла школу, на танцах, якія на той час ладзілі ў вясковых хатах. Потым Івана Стальчынскага прызвалі на тэрміновую службу ў армію. Перапісваліся. Праз нейкі час сыгралі вяселле. Леанарда паехала на вучобу ў педінстытут, а яе муж вывучыўся на вадзіцеля, нават крыху працаваў у гаспадарцы механікам. Калі даведаўся пра набор маладых мужчын у школу прапаршчыкаў, вырашыў паступаць, каб стаць ваенным. Службу праходзіў у мясцовай ракетнай часці. Нават у дзвюх.

З новенькім дыпломам настаўніка Леанарда Стальчынская вярнулася на Смаргоншчыну, прыйшла ў аддзел адукацыі. Там ёй прапанавалі месца ў Стрыпунах. Пагадзілася і потым не пашкадавала. Школа аказалася тыпавой, двухпавярховай. У гэтай навучальнай установе Леанарда Стальчынская адпрацавала 4 гады.

Паколькі муж быў вайскоўцам, то сям’і далі кватэру ў Смаргоні. Прыйшлося шукаць працу бліжэй да дома. Настаўнік патрэбны быў у Шутавічах. Задавальняла, што недалёка ад горада. Як будаваць адносіны з дзецьмі, наладзіць супрацоўніцтва з бацькамі, маладую настаўніцу вучыла вопытны педагог Наталля Міхайлаўна Зотава. На дапамогу прыходзіла цудоўны, эрудыраваны, чулы чалавек, дырэктар Шутавіцкай школы Наталля Уладзіміраўна Нагіль. Яна адыграла вялікую ролю ў станаўленні Леанарды Стальчынскай як настаўніка. Вядома ж, былі і заўвагі, але слушныя. Дружны калектыў педагогаў складаўся з 15 чалавек. У клопатных буднях Леанарда Стальчынская не прыкмеціла, як мінулі 12 гадоў настаўніцкай працы ў Шутавіцкай школе.

Аднойчы паступіла прапанова ад дырэктара СШ №1 Станілава Пятровіча Мінкевіча перайсці ў гэту школу. Згадзілася. Тут стала не толькі настаўнікам, але яшчэ і класным кіраўніком. 5 клас – 30 вучняў. Аднак Леанардзе Браніславаўне выпала пабыць класным кіраўніком толькі 2 гады. Потым ёй прапанавалі пасаду намесніка дырэктара СШ №1, на якой працуе ўжо 22-гі год. Добра памятае, калі толькі прыйшла ў гэту школу, ёй дапамагалі слушнымі парадамі намеснік дырэктара Ганна Фёдараўна Янчуковіч, якая курыравала малодшыя класы, яшчэ адзін намеснік дырэктара Вера Іванаўна Лабанава, Святлана Міхайлаўна Галота. Патрабавальныя, яны крытычна адносіліся і да сябе. А іх маладая падапечная тады імкнулася засвойваць усё неабходнае, што потым спатрэбілася ў кіраўніцкай справе. Вучыцца даводзілася пастаянна, каб ісці ў нагу з часам.

“Кожны раз прыходзячы ў клас, задумваюся над тым, як зацікавіць вучняў роднай мовай, - кажа Леанарда Стальчынская. - Беларуская мова гучыць у вёсцы, а ў горадзе яна ўжываецца, напэўна, толькі ў школе. Таму я заўсёды імкнуся данесці да хлопчыкаў і дзяўчынак, што неабходна ведаць беларускую мову і ганарыцца ёй. Калі працавала ў Шутавічах, сярод вучняў былі дзяўчынкі, якія разам з бацькамі пераехалі сюды жыць з Мардовіі. Безумоўна, спачатку яны не ведалі беларускай мовы, але потым вывучылі і займалі прызавыя месцы па гэтым прадмеце на алімпіядах”.

Цяпер аплачваюцца класнае кіраўніцтва, дадатковыя заняткі. А некалі Леанарда Стальчынская працавала часткова на энтузіязме: не шкадавала свайго часу, рабіла ўсё для таго, каб вучням было зразумела па выкладаемаму прадмету. І яны за гэта былі ўдзячныя.

Стальчынскія выгадавалі двух сыноў, маюць дзвюх нявестак, якія знайшлі сябе ў педагогіцы. Леанарда Браніславаўна не шкадуе аб тым, што стала настаўнікам. Яна не бачыць сябе ў іншай прафесіі. Хаця ў радні ніхто больш не звязаны са школай. Бацькі працавалі ў калгасе, а сама яна ў дзяцінстве не толькі дапамагала ім па гаспадарцы, але яшчэ любіла чытаць кнігі, гуляла з дзецьмі ў настаўніка, вучыла іх, ставіла адзнакі. Чамусьці хацела быць вясковым настаўнікам. Не думала, што будзе жыць у горадзе.

На працягу 4-х гадоў Леанарда Стальчынская ўзначальвае ветэранскую арганізацыю СШ №1. На мерапрыемствы запрашае настаўнікаў-ветэранаў. Атрымліваюцца сапраўдныя святы. Сёлета цудоўна правялі ў першай школе Дзень настаўніка. У выпадку неабходнасці былым калегам, якія цяпер на заслужаным адпачынку, аказваецца матэрыяльная дапамога. А яшчэ іх запрашаюць выступіць перад вучнямі.

У вольны час цёплай парой года Леанарда Браніславаўна разам са сваім мужам едуць у Круні, саджаюць агародныя культуры на зямельным участку, даглядаюць бацькоўскую хату. Іншым разам праводзяць час на дачы разам з унукамі, у якіх бачаць радасць свайго жыцця.

Юрый ЯНУШКЕВІЧ.

Фота аўтара. 


Государственный флаг Республики Беларусь
2024 – Год качества
Сморгонский районный исполнительный комитет
-
-
-
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
ЛЕТО-2024
Касцёл Найсвяцейшай Троіцы ў Войстаме
Касцёл Прасвятой Троіцы ў Жодзішках
Сморгонь туристическая
ФОК Сморгонь
-
VETLIVA
Туристический портал о Беларуси
Мой город
Открой свой город в смартфоне
Календарь событий на 2024 г
Топ-5 региона
Газета
grodnovisafree
Защита прав потребителей
Портал рейтинговой оценки
Контакты

8 (01592) 4-20-81
sport@foksmorgon.by

г. Сморгонь, ул. П. Балыша, 4а
Открыть контакты